Много лет назад, когда я только начинала заниматься фотографией, я часто задумывалась над вопросом, как клиент выбирает фотографа? Хочется верить, что только по портфолио. Однако мы все прекрасно понимаем, что цена фотографа тоже имеет значение. У любой пары/семьи есть определенный свадебный/семейный бюджет, в который нужно постараться вписаться.
И все-таки портфолио фотографа будут смотреть в первую очередь несмотря на цену. А как клиент отбирает фотографов, которым будет писать сообщение-запрос или звонить? Какими принципами он руководствуется для отбора фотографов после первого ознакомления с портфолио? Возможно, это легко объяснить высказыванием: все дело вкуса! Тогда получается, что этот просмотр — отбор попадает в категорию: нравится — не нравится. Во время просмотра портфолио он, Клиент, на подсознательном уровне фильтрует фотографии через призму сложившихся у него понятий о красоте и профессионализме. А через непродолжительный промежуток времени выносит свой вердикт: нравится = надо написать/позвонить, не нравится = закрывает сайт и забывает.
За все время работы фотографом я еще не встречала клиентов, которые бы мне сказали: «Мы выбрали вас, потому что у вас правильные фотографии!» Чаще всего они говорят: нам понравились ваши фотографии! И иногда при личных разговорах упоминают ту или иную фотографию, говоря что понравилась задумка.
Правильно — неправильно.
Для чего тогда существует понятие: правильно – неправильно. Даже само слово правильно имеет в своем составе слово правило! Правила построения композиции в соответствии с законом третей, правильное использование закрытой- открытой диафрагмы, правильное и своевременное применение быстрой и короткой выдержки. А клиент об этом знает? Если фотография для него- хобби, то тогда многие из этих законов ему будут знакомы, однако в большинстве случаев ваш клиент никогда не слышал об этих законах. И логично предположить, что судить о портфолио он будет не по принципу: правильно – неправильно, а нравится – не нравится.
Вспоминаю начало своего пути в фотографии: мне было сложно выбрать фото для портфолио в силу недостатка опыта и неуверенности, присущей начинающим фотографам. Меня все время мучили сомнения: выполнены ли композиционно правильно понравившиеся мне фотографии, которые я отобрала для портфолио. И я нашла компромисс: из одной серии съемки я выбирала одну половину фото, которые мне понравились, а вторую, которую я считала композиционно правильными фотографиями.
Я полагаю, что принцип: правильно – неправильно является мерилом для отбора лучших фотографий на конкурсах. В этом случае судьи — профессиональные фотографы, как правило, с большим послужным списком красивых работ и довольных клиентов. Конкурсные фотографии проходят доскональный отбор на принадлежность к группе: правильно и уже во-вторых к группе нравится. Хотя конкурсы — это вообще отдельная, длительная и неоднозначная тема для разговоров.
Что такое правильная фотография. Фотография, которая соответствует всем законам композиции? Или фотография, показывающая во всех эмоциональных красках определенный момент? В зависимости от жанра фотографии, наверное, и первое и второе вместе взятое.
Портфолио — правильные фотографии, которые нравятся.
Теперь, имея за плечами большой опыт, фотографии в свое портфолио я загружаю, предварительно отобрав их по принципу: нравится. А правильные они или неправильные…если честно сейчас я уже об этом не задумываюсь. За долгие годы работы принципы композиции у меня уже заучены и применяются на уровне подсознания, однако я их часто нарушаю во имя создания интересного и необычного фотокадра в соответствии с моим авторским фотостилем и творческим видением момента.
Следование своему собственному принципу: нравится — это прямой путь к выработке и усовершенствованию своего авторского стиля. А разве не этого хотите и вы: быть хорошим фотографом со своим собственным фото стилем. Тогда побольше умеренного и здравого риска при создании фотографий. Доверяйте своему внутреннему голосу, который однозначно правильно интерпретирует ваши эмоции и ощущения относительно: нравится или не нравится вам та или иная фотография. И к вам обратится именно тот клиент, которого вы ищите и ждете.
Если постоянно следовать принципам создания правильной фотографии, то креативные порывы так никогда и не найдут выход из подсознания в настоящий мир. А в моем понимании авторский стиль и креативность расположены на одном и том же уровне важности и взаимосвязаны.
Портфолио- это ваше фототворческое Я. Оно формирует ваше лицо в глазах клиента. Будьте смелее и организуйте его в соответствии с вашим понятием: нравится! И оно однозначно понравится вашему идеальному клиенту.

2 КОММЕНТАРИЯ
Томара
5 лет назадХаять композицию, цвет, правильно или нет, это мы на профессиональных форумах между собой можем, для в 90% моих клиентов важно чтобы было красиво, желательно максимум цвета, сочности и контраста, вылизанная картинка вроде открытки, ибо такие фотографии можно с гордостью выставить в социальных сетях и они непременно понравятся обывателю. Я первое время вслушивалась в критику коллег, комплексовала, но потом тоже пришла к выводу, что это не столь важно для клиента. А там уже, чем больше практики, тем » правильнее» получаются снимки и ценник соответственно растет, главное выработать свой уникальный стиль, который будет нравится людям и себе конечно.
Елена Федорова
5 лет назад АвторТомара, и это правда! Большинство клиентов хотят получить красиву картинку! А критика…это вообще отдельная тема для разговора, весьма не однозначная. И неконструктивная критика, точно может привести с комплексам.