Почему фотограф не должен отдавать RAW исходники клиентам?

Данная статья относится больше к свадебным и семейным фотографиям, так как в фэшн и рекламных фотографиях используется другая схема отбора и ретуши фотографий.

«… а можно получить исходники?»

Вам случалось слышать такую фразу от клиентов?

За свои 12 лет работы фотографом я слышала ее достаточно часто. Вначале этот вопрос вызывал у меня легкое удивление, подкрепленное подсознательным вопросом «Зачем?». Сейчас к этому вопросу  отношусь спокойно и уверенно отвечаю, почему я отдаю только профессионально отредактированные фотографии. На своем международном сайте для своих клиентов я опубликовала статью с подробным объяснением «Why you don’t need unedited photos?». (пер. Почему вам не нужны неотредактированные фотографии?) Там я рассказала, что стоит за процессом ретуши и отбора лучших фотографий.

В процессе общения с клиентами я слышала разные пояснения желания получить исходники/RAW файлы:

-«…а вдруг вы отберете фотографии, которые мне не понравятся?»

-«…я увлекаюсь фотографией и люблю сама пробовать разные варианты ретуши»

— «…мы просто хотим иметь все фотографии».

— «мы не хотим долго ждать, поэтому нам нужны фотографии сразу».

Какие бы объяснения я не получала, и не важно сколько раз, мой ответ всегда один (хотя формулировка иногда меняется): «Буду очень рада провести для вас фотосессию, но отдаю я только отретушированные фотографии в JPEG формате с высоким разрешением». Это прописано в каждом договоре.

почему фотограф не отдает raw исходники

Почему не надо отдавать RAW файлы/исходники?

  1. Для клиента услуги профессионального фотографа — это гарантия получения качественных и обработанных фотографий. Ретуширование – это часть работы фотографа, а также значительная часть его авторского стиля. А если клиент оплачивает полный комплект фотоуслуг, то зачем ему отдавать наполовину готовый продукт? А именно так называются RAW файлы применительно к циклу профессиональной фотосессии. В качестве аналогии: отдать RAW файлы то же самое, что заказать услуги визажиста, но получить в итоге только один накрашенный глаз, а второй вы уже сами докрасите, образец макияжа у вас уже есть.
  2. Процесс обработки фото занимает много времени, тоже можно сказать и о процессе отбора лучших фотографий. Человеку незнакомому с профессиональной фотографией в деталях очень сложно понять, что процесс отбора лучших фото требует внимательности, понимания удачного кадра, что основывается на проф. знаниях и вырабатывается и укрепляется с опытом.
  3. Доверие в любом бизнес — одно из основных необходимых элементов. Если клиент доверяет фотографу, то у него не будет сомнений в том, что фотограф выберет для него лучшие фотографии. Портфолио фотографа — лучшее доказательство правильного отбора фотографий.
  4. RAW – «сырые» файлы – бесцветные, без контраста изображения, иногда с просвеченными или затемненными участками. Зачем отдавать их клиенту? Такие фотографии однозначно не будут способствовать формированию положительного впечатления о работе фотографа в глазах клиентов.

При выборе фотографа клиент изучает его портфолио и в итоге ожидает получить фотографии такого же качества, в таком же стиле, как он видел в галерее на сайте фотографа. А бесцветные RAW файлы точно не будут похожи на фотографии, демонстрируемые в портфолио.

Клиент зачастую не понимает, что такое RAW файл. Для человека, не увлекающегося фото искусством, исходник – это изображение, появляющееся на заднем экране фотоаппарата при нажатии клавиши Play. Только фотографы понимают, что исходник – бесцветный RAW файл, а ретушь бывает разных уровней. И даже простая работа по коррекции цвета, света и контраста в Lightroom является ретушью.

Общаясь с клиентами на тему исходных файлов, нужно понимать, что это весьма тонкий и чувствительный вопрос. Простой ответ «Нет» не сыграет в вашу пользу. Отвечать на него нужно вежливо, грамотно, приводя убедительные аргументы, что покажет ваш уровень профессионализма и заботу о клиенте.

Я уверена,  задача каждого фотографа — объяснение своему клиенту разницу между отретушированным файлом в JPEG и RAW исходником, и почему он, клиент, получает только готовые, профессионально обработанные  фотографии. Сделать это можно, опубликовав на своем сайте статью с примерами, демонстрирующими явное отличие JPEG и RAW, а также с  четким разъяснением, что ретуширование фотографий является неотъемлемой частью вашего авторского стиля. А для усиления эффекта в статью можно добавить скриншоты, показывающие большое количество фотографий при их загрузке в Lightroom.