Во время второго года работы свадебным фотографом молодая пара пригласила меня фотографировать их выездную свадебную церемонию на берегу залива вблизи Кронштадта. Это была моя первая съемка выездной регистрации. Я долго готовилась и с нетерпением ждала этой церемонии. И вот настал этот день. Когда я приехала на место церемонии, то первое, на что я обратила внимание, было расположение арки и стульев для гостей ровно против солнца. «Упс! Снимать будет гораздо сложнее, чем я представляла!» — подумала я. В каких-то моментах приходилось применять вспышку, а где- то помогла редакция в Лайтрум. В итоге фотографиями я была довольна. На тот период времени они были сделаны в соответствии с моим стилем. Через два месяца после церемонии я передала фотографии невесте. И все… Последовала тишина. На тот момент времени я считала себя уже профессиональным фотографом. Вот только психологически я была не очень подготовлена к работе с разными клиентами. Я решила написать невесте: «Добрый день, Анна! Пишу уточнить, была ли у вас возможность посмотреть фотографии?» Ответ был такой: «Добрый день, Елена! Да я посмотрела фотографии, скажу только, что я ожидала большего.» Результат для меня: три дня депрессии, слезы и эмоциональные выкрики на тему: «Все я не хочу фотографировать, у меня ничего не получается!» Спасибо родителям и близким друзьям, которые терпеливо выслушивали и поддерживали меня. Их мотивация была следующей: если фотографии не понравились клиенту, это не значит, что они плохие непрофессиональные, более вероятно, что клиенту не подошел стиль фотографа. А это проблема клиента, он должен выбирать фотографа по соответствию его стиля и своих желаний. И я все-таки продолжила фотографировать и очень этому рада.
Сейчас, имея огромный опыт общения с клиентами и отсняв сотни разнообразных фотосессий, скажу следующее…
Ваша задача, как фотографа, сделать красивые, профессиональные, технически грамотные фотографии. Вы отвечаете за качество фотографий, за построение правильной композиции и за соответствие фотографий вашему стилю. Процесс, происходящий после передачи фотографий клиентам, вы контролировать не можете. «Что я имею в виду?» — спросите вы. Как я писала в своей статье «Правильно-не правильно, нравится-не нравится» клиенты выбирают фотографа после просмотра его портфолио и на основе принципа: нравится-не нравится. Тот же самый принцип является эмоциональной основой при просмотре готовых фотографий с участием клиентов. Пролистывая каждую фотографию, клиент для себя определяет: понравилось фото или нет. А рассуждать о правильности построения композиции, креативности использования света могут только те клиенты, которые тем или иным образом связаны с профессиональной фотографией.
Когда вы передаете фотографии клиентам, вы не можете на 100% верно предугадать их реакцию. Потому что фотоискусство — это не только документальное, но и творческое отражение действительности, а все, что связано с творчеством, воспринимается на эмоциональном уровне. А эмоции, которые отображают переживания и чувства, связаны с подсознанием человека (вашего клиента). А какие эмоции скрыты в подсознании вашего клиента, вы точно не знаете, а можете только предположить.
Принцип: нравится — не нравится, базирующийся на личных предпочтениях человека (клиента) – это и есть эмоция – продукт подсознания. Спросите себя: «Кто хорошо знает мои предпочтения, что мне по вкусу, что вызывает во мне те или иные эмоции?» Вероятнее всего это вы сами, возможно ваши близкие, родные и хорошие друзья. А фотограф? Если вы, фотограф и входите в число близких людей, то тогда вы можете знать или предугадать, что нравится вашему другу. А если нет? Тогда вы никак не может знать на 100%, что нравится клиенту.
Поэтому мой вам совет, каждый раз, отдавая фотографии клиентам, не мучьте себя вопросом: «А им понравилось?» или: «Почему они не пишут, может им не понравились фото?» Избавьте себя от таких волнений и переживаний. Кроме того, такие вопросы говорят о вашей неуверенности в своих силах. Боритесь с этим чувством неуверенности в себе, оно вредит вашей творческой профессии. От вас требуется грамотное квалифицированное и творческое выполнение своей работы, а нравится или не нравится, оставьте этот выбор клиенту. Клиент, который выбрал вас на основе портфолио и вашего авторского стиля, а не принципа «кто дешевле», однозначно положительно оценить ваш труд — фотографии. И они ему точно понравятся! Если вы будете регулярно волноваться по этому поводу, то в итоге это приведет к вашему эмоциональному истощению и низкой самооценки. А вы знаете, что для нас фотографов, творческих людей, эмоции очень важны. Эти невидимые гормоны счастья помогают привносить индивидуальность в каждое произведение искусства — вашу фотографию. Поэтому берегите свои эмоции, не тратьте силы на ненужные волнения. Как фотограф фокусируйтесь только на своих прямых обязанностях: профессиональном проведении фотосессии и качественной обработке фотографий.

Оставить комментарий