Какой вопрос чаще всего задают клиенты фотографу? Основываясь на своем опыте, могу сказать, что этот вопрос: «Сколько стоят ваши фотоуслуги?». Каждый клиент формулирует вопрос по-разному, но смысл его один и тот же: узнать стоимость работы фотографа. Это закономерный и логичный вопрос для каждого человека, находящегося в поиске исполнителя для выполнения определённой работы. Фотосъемка в данном случае не исключение.
И вот в своем первом ответе-сообщении (возможно втором) вы отправляете клиенту свои расценки. А что после этого? В первом варианте (лучшем для вас) последует следующий вопрос от клиента: «Вы свободны в такие-то даты? Можно забронировать…». Однако во втором варианте в ответ может быть просто тишина или слова: «Я подумаю!». Чтобы избежать подобных моментов тишины и молчания, многие фотографы размещают на своем вебсайте страницу со своими расценками, надеясь тем самым классифицировать клиентов. Что я подразумеваю под словом классифицировать? После изучения информации о расценках, в случае согласия и готовности оплатить услуги, клиент списывается с фотографом. Морально и материально он уже подготовлен к более детальной беседе о бронировании фотосъемки, так как он уже видел цены и внутренне согласился с ними. Все это звучит логично, но…
Что, если страница с расценками была первая и последняя, просмотренная клиентом?
Тогда получается: он не видел ваших фотографий, не читал ваших статей, не видел вашего рассказа о себе, то есть не видел ничего, что может помочь создать эмоциональную связь. А ведь «люди совершают покупки, основываясь на эмоциях, а затем объясняют покупку логикой» — эта фраза проходит красной нитью во многих известных книгах о продажах. И в независимости от творческой составляющей профессии фотографа процесс продажи фотоуслуг является неотъемлемой частью работы фотографа. А если клиент покупает, основываясь на эмоциях, то одна из важных задач вашего фото сайта — пробудить в клиенте нужные эмоции, установить эмоциональную связь и только потом демонстрировать расценки своих фотоуслуг.
Основываясь на вышесказанном, я рекомендую не указывать цены на сайте! А при получении запроса от клиента высылайте ему расценки в красиво и профессионально оформленном формате (об этом расскажу в одной из следующих статей).
Отсутствие цен на сайте даст вам еще одну бесценную возможность усилить эмоциональную связь с потенциальным клиентом и продемонстрировать свои работы (за счет специально созданного документа), а также свой профессионализм (открытость/приветливость), грамотно отвечая на сообщения или проводя беседы по телефону. Показывая свои цены на сайте вы лишаете себя всех перечисленных возможностей и предоставляете клиенту только один вариант решения дилеммы: «заказать ваши фотоуслуги или нет», основанный на цене.
Я уверена, фотография — это великое искусство. Фотосъемка включает в себя множество деталей, незаметных человеку, не связанному профессионально с фотографией, а именно такими является большинство клиентов. (Селфи в зеркале и яростное использование фотокамеры телефона не относится к искусству фотографии!) Естественно, что цена фотосъемки включает в себя не только фактическое время самой съемки. Только знает ли об этом клиент? Его знания основаны на просмотре страницы сайта, где указано, например:
— 1 час фотосъемки – 5000 руб.;
— 10 часов фотосъемки – 45000 руб. и т.д.
Как он может понять, что стоит за ценой фотосъемки? Это как минимум не один час работы по обработке фотографий. Вы, фотограф, должны ему это объяснить. А ваш сайт должен эмоционально подготовить клиента к стадии обсуждения расценок непосредственно с вами в сообщениях/по телефону, разговоре/при личной встрече. Так что не советую вам публиковать расценки на своем сайте.
