Как фотографу распознать проблемного клиента?

Эту статью я писала несколько недель, сложно было грамотно и корректно подобрать слова для описания такого весьма деликатного момента в работе фотографа.
Все выводы основаны на собственном опыте, возможно, у кого-то опыт по данной теме накопился другой, и при желании вы можете им поделиться в комментариях.

За долгое время работы фотографом и общения с клиентами у меня сформировался определенный список фраз, которые мне подсказывают: с большой долей вероятности данный потенциальный клиент — не мой, а я в свою очередь — не его фотограф. Более того, из-за расхождения во взглядах на очень важные договорные вопросы могут возникнуть проблемы. А проблем лучше избегать!

Проблемный клиент для фотографа. Фразы предостережения. Мой личный список.

 

— «Мне не важно, сколько денег это стоит, деньги не имеют значения!»

Нет уж, извините! Они… эти купюры очень важны. Мы живем в материальном мире и просто так за спасибо или за красивые глаза приобрести ничего нельзя. Такая постановка фразы звучит весьма заносчиво, высокомерно на мой взгляд. И вследствие кардинального  разногласия  (если вспомнить слова предполагаемого клиента) во взглядах на такой жизненно важный вопрос лучше будет предложить человеку продолжить поиски фотографа, а мне подождать своего идеального клиента.
Теперь, если я вижу в сообщении такую фразу (к счастью такое бывает совсем редко), я задаю наводящие вопросы, чтобы понять какой стиль съемки интересует людей. Чаще всего они ищут ровно противоположное от того, что предлагаю я.

— «Нам необходимы все исходники!»

Честно говоря, когда я слышу такую просьбу/требование, мне хочется моментально спросить: «Для чего?» Чаще всего клиенты не понимают, что исходник — это RAW файл без цвета и контраста и его надо редактировать в Лайтрум. Одно распространенное мнение, о котором я узнала из форумов, гласит следующее: «Мы платим, а  это значит, что мы имеем полное право на все фотографии!» Да вот только закон РФ об авторском праве говорит о противоположном. Полное право остается за создателем/автором, главное это четко указать в договоре.
Для себя я решила так: у меня есть определенные стандарты работы, и я не отдаю RAW исходники никогда. Если для клиентов принципиально важно получить все исходники, которые в большинстве случаев они даже никогда не будут просматривать, то мы друг другу не подходим. Все-таки очень важно, чтобы обе стороны договорились и всё всех устраивало.

проблемный клиент для фотографа

— «Почему мы должны отдавать вам деньги сейчас, а фотографии получим только через … недель/месяцев?»

Это вопрос доверия. Можно, конечно, ответить вопросом на вопрос, но это звучит некорректно и грубо.  А где гарантия того, что через несколько недель/месяцев клиентам нужны будут фотографии и у них будут средства для оплаты? А работа уже выполнена. И что делать? В самом начале моей деятельности были случаи, когда я уже приготовила и обработала все фотографии, а клиент был не готов оплатить, и в итоге оплату пришлось ждать не один месяц. Был также случай, когда пара не забрала свадебные фотографии без объяснения причин и на телефонные звонки перестала отвечать. Отозвались они только 5 лет спустя…, и наконец-то объяснили причину их таинственного исчезновения. А причина, как правила в таких случаях, только одна — материальная!

— «Почему у вас в договоре написано, что вы запрещаете присутствие другого, постороннего фотографа во время съемки нашей свадьбы. Вы считаете, что вы очень хороший фотограф и другие не смогут сделать фотографии такого же качества?!»

Такую фразу я видела в сообщении только раз, но она мне очень запомнилась. Без комментариев, просто забавно-ироничный случай из собственной практики. А еще был такой вопрос-запрос: «У нас есть свой фотоаппарат, нам просто нужно, чтобы вы нас пофоткали!»  Вот и думай, что написать в ответ!

 

— «Меня нужно фотографировать только с этого ракурса, потому что… (объяснение причин). И во время ретуши уберите мне здесь… укоротите… подтяните…»

Если об этом я узнаю до фотосессии, то предпочитаю отказаться. Это явный признак того, что человек очень недоволен собой, он не принимается себя  таким, какой он есть. И чтобы ты не сделал, какую бы красивую фотографию ты не создал, такой клиент, вероятнее всего,  останется недовольным. Причина тому — изначальная неудовлетворенность своей внешностью. А фотография — не лекарство, а доказательство реальности.
Я снимаю больше в репортажном стиле, что подразумевает много движения, а в таком случае поймать именно тот единственный ракурс весьма сложно. А профессиональная фотосессия —  это своего рода инвестиция в будущее своих воспоминаний, поэтому нужно чтобы она была сделана правильно и в будущем приносила прибыль в виде радости и улыбок.

Можно ли распознать проблемного клиента? Распознать можно, избежать на 100% нет, однако с опытом учишься доверять и своей интуиции, которая плохого не подскажет, а определенные слова, стиль написания, манера разговора может дать много подсказок для определения характера твоего собеседника — потенциального клиента. Развивайте свою интуицию и учитесь ей доверять.

клиенты для фотографов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>