Цена в фото бизнесе, как и в любом другом, всегда была и будет самым деликатным и одновременно острым вопросом.
Демпинг в экономической сфере означает искусственное занижение цены. В фото бизнесе это примерно выглядит так: новый фотограф выходит на рынок и, предварительно проверив и обозначив среднюю цену за фотосессию у конкурентов, ставит свой ценник значительно ниже. Насколько это честно? Вопрос честности относится к другой области человеческой жизни, поэтому мне сложно дать оценку со стороны. Правильно ли это, говоря терминами фото бизнеса? Я думаю, нет. Фотограф, который демпингует цену, должен понять, что вслед за ним придет еще много фотографов, которые учитывая уже его цену, поставят свою цену ниже. И что тогда? Все хором катятся вниз по пути снижения общей цены на фото услуги. Кому от этого польза? Многим клиентам, да! Но для фотографов, нет!
Размышляя на тему откуда берется демпинг в фото бизнесе, я определила несколько причин:
— полное отсутствие понимания структуры бизнеса, как создавать его и как управлять им.
После окончания изучения теории фотографии, делая свои первые шаги в мире фото бизнеса, нередко фотограф ставит заниженную цену из простого незнания правильности управления бизнесом, построения ценовой политики. В начале своей карьеры какое то время я как раз принадлежала к этой категории.
— желание быстрее набрать как можно больше заказов и тем самым заработать больше денег — это определяет некоторую часть категории начинающих фотографов. Они предполагают, что овладев данной профессией, через год они станут миллионерами. Проходит месяц с момента выхода на фото рынок, количество заказов не увеличивается, а пополнить баланс срочно необходимо. Вот здесь и приходит идея о занижение цены, сопровождаемая мыслями: «У меня нет заказов, потому что для клиентов моя цена высокая! Надо понизить цену и тогда будет больше клиентов». Только каких клиентов? Если вы еще не определились с ответом на этот вопрос, советую вам скачать руководство по созданию образа Идеального Клиента, который вы можете найти в боковой панели моего блога.
— мне все равно до остальных, лишь бы мне было хорошо. Хочется верить, что данная категория наименьшая. Предполагаю, что это фотографы, точнее люди, имеющие в наличии фотокамеру. Без особого образования в теории фотографии, но по определенным причинам решившие, что могут брать оплату только за появление в указанном месте с фотокамерой и их работа заключается только в спуске кнопки затвора.
Занижение цены, как правило, притягивает такого клиента, который в фотографии не видит никакого искусства, для него все фотографы одинаковы и он ищет лишь самый дешевый вариант.
Нужно не понижать цену, а повышать качество услуг.
Самый лучший выход из острой ценовой ситуации — это повышать уровень и качество сервиса и за счет этого устанавливать правильную и достойную цену за свои фото услуги.
В качестве примера-сравнения приведу следующее: одним из главных преимуществ проживания в пятизвездочном отели, помимо всех многочисленных благ, является высокий уровень обслуживания. Останавливаясь в одном из таких отелей вы можете быть уверены в превосходном качестве сервиса. И люди, останавливающиеся в одном из таких отелей, платят огромные деньги за все блага и в том числе сервис и высокое качество услуг.
Не бойтесь назначать реальную цену за фотосессию.
Начинающему фотографу бывает подчас очень сложно определить цену за свою работу. Сложности, а порой и страх появляются как результат незнания. Лучше потратить какое-то время на изучение и составление грамотного прайс листа, чем страдать, слушая свои собственные мысли выкрикивающие: «Мне надо приобрести это…, но мне не хватает на это… У меня ничего не получается…Наверное я плохой фотограф, у меня мало клиентов». Выставляя цену, которую вы считаете правильной и логичной за свою работу, вы гарантированно привлечете более правильных клиентов, которые в свою очередь сгенерируют вам («сарафанное радио») подобных клиентов.
И кстати, мало клиентов означает, что необходимо больше времени уделить фотографии как бизнесу. Начать правильно планировать маркетинговые и рекламные компании.
А теперь представьте какое сарафанное радио можно привлечь, если позиционировать себя изначально как фотограф с заниженными ценами.
Если вы не планируете задерживаться в фото бизнесе надолго и для вас это временная трудовая деятельность, то вопрос сарафанного радио вас, конечно не очень будет волновать.
И не забывайте, цена ваших фото услуг включает в себя очень многое. Об этом я более подробно описывала в статье Цена фотографа.

2 КОММЕНТАРИЯ
Анабель
6 лет назадПрочитала с удовольствием, интересный материал. Полезная информация. На рынке услуг и в самом деле не имеет смысла понижать цены в начале новичкам. Им следует равняться на рынок, на продвинутых фотографов. Исключением могут стать случаи, когда проводят акции в особые праздничные дни либо, как всем известно, не продаваемому товару. Для новичков в сфере фотоуслуг я бы порекомендовала сначала работать на имя, а потом имя уже будет работать на тебя.
Елена Федорова
6 лет назад АвторАнабель, вы правы, сначало ты работаешь на имя (и это длительный процесс!), потом имя работает на тебя. А искусственное занижение цены никак не будет способствовать продвижение и раскрутке имя фотографа.